Агрегатор новостей
современной Российской науки, анонсы мероприятий, события, мнения
При поддержке Российского фонда фундаментальных исследований

Дорожная пыль увеличивает риск рака у жителей мегаполисов

Российские ученые доказали, что дорожная пыль увеличивает риск онкологических заболеваний у людей, проживающих в городах-миллионниках. Авторы анализировали содержание в пыли бенз(а)пирена — канцерогена, который попадает в атмосферу при сгорании автомобильного топлива. Результаты подчеркивают необходимость более эффективной очистки городских дорог. Работа, поддержанная грантом Российского научного фонда, опубликована в журнале Environmental Geochemistry and Health.

На мелких частицах, которые входят в состав дорожной пыли, легко оседают и закрепляются более опасные загрязняющие вещества — тяжелые металлы и полициклические ароматические углеводороды (ПАУ). Среди последних наиболее опасным считается бенз(а)пирен, поскольку его попадание в организм человека увеличивает риск развития рака. Бенз(а)пирен выделяется в атмосферу при сгорании топлива в автомобильных двигателях и с выбросами промышленных предприятий.

Ученые из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова проанализировали содержание бенз(а)пирена в дорожной пыли Москвы, а также выявили наиболее загрязненные участки города. Исследователи собрали 160 образцов пыли во всех районах города с поверхности дорог, имеющих разную транспортную нагрузку. Также они взяли 33 пробы во дворах, оборудованных местами для парковки автомобилей. Затем из пыли химически выделили бенз(а)пирен и определили его количество.

Среднее содержание бенз(а)пирена на территории Москвы составило 0,23 миллиграмма на кг, что почти в 53 раза превысило его уровень в почвах за пределами города. При этом наиболее загрязненными были дворовые территории, используемые жителями для парковки автомобилей. Здесь килограмм пыли содержал один миллиграмм бенз(а)пирена, что почти в 20 раз выше предельно допустимой концентрации. Высокое содержание бенз(а)пирена (0,3 миллиграмма на кг пыли) оказалось характерным для крупных широких дорог с интенсивным движением. На подобных участках накопление загрязняющего вещества происходит в полтора раза быстрее, чем на узких улицах.

Авторы впервые определили, как влияют ширина и длина улиц и средняя высота ограничивающих их зданий на содержание бенз(а)пирена в дорожной пыли. Здания высотой более двадцати метров вызывают ухудшение продуваемости улиц, что усиливает аккумуляцию бенз(а)пирена в 1,6 раза. Ориентация улиц с севера на юг, то есть перпендикулярно направлению преобладающих в Москве ветров, также препятствует циркуляции воздуха.

Наибольшее количество бенз(а)пирена было обнаружено в пробах из Северного, Юго-Восточного, Восточного и Центрального административных округов. Именно в этих зонах располагаются крупные промышленные объекты — мусоросжигательные заводы и ТЭЦ, а также чаще всего возникают пробки. Чтобы оценить, какую угрозу бенз(а)пирен представляет здоровью москвичей, ученые рассчитали, какое его количество ежедневно поступает в организм жителей при вдыхании, заглатывании пыли, а также при попадании на кожу. В центре, на севере и северо-востоке города концентрации бенз(а)пирена превысили норму в пятьдесят раз, что увеличивает риск развития у людей онкологических заболеваний в 2–3 раза по сравнению с остальными частями города.